Android Calendar QR code
Google Play
Android Calendar QR code
Apple Store

CPI Австралии

Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) Австралии публикуется раз в квартал, а не раз в месяц, как это происходит в большинстве развитых стран. В Австралии CPI измеряет изменения в цене фиксированной корзины товаров и услуг, приобретаемых потребительскими домохозяйствами в восьми крупнейших городах штатов/территорий.

Потребительская инфляция является важным экономическим индикатором для рынков и Резервного Банка Австралии. РБА обязан поддерживать экономическое процветание, полную занятость и ценовую стабильность. Для этого он использует установленные законом цели в виде «инфляционного таргетирования» и стремится удерживать инфляцию потребительских цен в экономике на среднем уровне 2-3% в среднесрочной перспективе. Контроль над инфляцией (повышение или снижение ставки овернайт) приводит к ужесточению кредитно-денежной политики для сдерживания инфляции и ослаблению в периоды пониженного фактического или прогнозируемого темпа инфляции. Таким образом, рост инфляции (в сравнении с прошедшим значением или прогнозом) приближает к повышению ставки и способствует укреплению курса австралийской валюты сразу после релиза. Спад, напротив, может ослабить австралийский доллар, так как снизится вероятность близкого ужесточения политики, либо повысятся ожидания снижения ставки в обозримом будущем.

Структура CPI

Из расчёта CPI исключаются все деловые расходы и инвестиционные расходы домохозяйств. Товары и услуги с 2010-го распределены по следующим категориям:

  • Продукты и безалкогольные напитки (доля в индексе 10,9%);
  • Алкоголь и табак (2,5%);
  • Одежда и обувь (3,3%);
  • Коммунальные расходы (28,2%);
  • Мебель, бытовая техника и услуги (6,0%);
  • Здоровье (3,0%);
  • Транспорт (14,1%);
  • Связь (3,3%);
  • Отдых и культура (9,8%);
  • Образование (2,5%);
  • Рестораны и отели (7,0%);
  • Прочие товары и услуги, включая страхование и финансовые услуги (9,5%).

Целью построения индекса является изменение во времени потребительских цен. Это делается за счёт измерения колебаний цен на фиксированный набор потребительских товаров и услуг постоянного качества и со схожими характеристиками. Корзина составляется таким образом, чтобы наиболее близко соответствовать потребительским расходам в течение года или другого исследуемого периода.

Усеченный средний и взвешенный медианный CPI

Помимо основного индекса цен, Австралийское Бюро Статистики для Резервного Банка Австралии с 2002-го года рассчитывает инфляцию на основе усечённой средней и взвешенной медианы. Формирование этих показателей имеет в себе цель выделить ценовые тренды за счёт исключения волатильности, наблюдаемой в квартальных изменениях цен CPI, вызванной большими, нерегулярными колебаниями.

Усеченная и взвешенная медиана рассчитываются, используя распределение по следующим классам:

  • Классы распределения в CPI ранжируются от самых низких до самых высоких, согласно скорректированному на сезонные факторы процентному изменению от предыдущего квартала.
  • Сезонно-скорректированный относительный вес каждого класса распределения рассчитывается на основе влияния в предыдущем квартале на общий CPI.
  • Усечённая медиана рассчитывается с использованием взвешенной средней процентного изменения от предыдущего квартала (с коррекцией на сезонность) от средней 70%-го распределения.
  • Взвешенная медиана рассчитывается на основе процентного изменения от предыдущего квартала (с коррекцией на сезонность) класса распределения в 50%-м перцентиле распределения.

Усечённая и взвешенная медиана принимают в рассмотрение регулярные сезонные колебания и исключают за счёт отсечения классы распределения, демонстрирующие нерегулярные колебания цен для каждого квартала. Например, класс распределения «Табак» зачастую рассматривается как стабильный индекс. Однако изменения в политике, такие как повышение налогов, могут вызвать резкое необычное движение, способное повлиять на основной показатель CPI. Во II квартале 2010 по этой группе был рост на 15.4% по большей части за счёт единоразового повышения налога. Этот индекс превзошёл по своему изменению 90% других классов распределения, входящих в группу общего CPI за тот квартал. При расчете усечённой средней этот класс был отсечён за счёт сильного скачка в этом квартале.

Индекс потребительских цен Австралии

 

Индекс инфляции, рассчитанный методом усечённой медианы

 

Индекс инфляции, рассчитанный методом взвешенной медианы

 


Начать торговать