08.05.201973

"Индекс страха" растет

"Индекс страха" растет

Ралли, продолжающееся на ключевых рынках акций с начала этого года, было вызвано действием двух факторов: во-первых, смягчением позиции ФРС США и принятием стимулирующих мер другими ведущими центробанками (такими как ЕЦБ, Банк Японии и Народный банк Китая), а во-вторых, расчетом инвесторов на то, что эти усилия будут способствовать восстановлению темпов роста мировой экономики и, в частности, позволят не допустить «жесткой посадки» экономики Китая. Если верить таким индикаторам, как индексы PMI, динамика промышленного производства и темпы роста оборота розничной торговли, то следует признать, что, предприняв дополнительные шаги по фискальному и монетарному стимулированию экономики, власти Китая действительно смогли стабилизировать уровень деловой активности в стране. Недавно Народный банк Китая до 8% понизил резервные требования для мелких и средних кредитных организаций, тем самым высвободив для экономики порядка 40 млрд долл. Китайская фискальная политика также приобрела стимулирующий характер, главным образом за счет снижения налогов, направленного на увеличение уровня потребления. Однако индекс волатильности VIX, известный как «индикатор страха», вновь растет, а на рынках акций происходит коррекция, начало которой было весьма точно предсказано «индексом страха и жадности» CNN (Fear & Greed Index).

Расчет инвесторов на восстановление темпов роста мировой экономики в значительной мере базируется на надеждах на конструктивный исход американо-китайских торговых переговоров. Однако эти надежды сильно пошатнулись, после того как в воскресенье президент США Дональд Трамп заявил о намерении уже в конце этой недели повысить ввозные пошлины на китайские товары. По этой причине запланированное на завтра возобновление переговоров между двумя странами имеет большое значение с точки зрения понимания того, насколько мировая экономика будет в состоянии избежать еще большего замедления в случае перерастания нынешних разногласий в полномасштабную торговую войну.

Объемы мировой торговли уже начали сокращаться, а рост мировой экономики, как показывает сводный глобальный индекс PMI, замедлился до 3-месячного минимума. Объемы новых экспортных заказов падают пятый месяц подряд. Таким образом, на данном этапе цикла мировой экономики очень много зависит от результата торговых переговоров. Deutsche Bank отмечает, что если США реализуют свои последние угрозы и повысят пошлины, общий уровень таможенной нагрузки поднимется до 7,5% – это выше, чем во многих развивающихся странах.

Подтверждая тезис о том, что в торговой войне не бывает победителей, Deutsche Bank прогнозирует замедление роста ВВП США на 2% в последующие 18 месяцев в случае введения 25%-й пошлины на весь импорт из Китая и импорт автомобилей из Европы.

Поводом для последнего демарша Трампа могла послужить позитивная динамика американского рынка акций (индекс S&P 500 недавно обновил исторический максимум), а также неплохое состояние американской экономики, в частности 3%-е годовые темпы роста ВВП и сильные показатели рынка труда. Кроме того, его рейтинг одобрения поднялся до самой высокой отметки (46%). Однако, как мы отмечали ранее, если «копнуть поглубже», реальный годовой рост ВВП США (без учета товарных запасов и т. п.) составляет лишь 1%, а «циклический спрос», по оценке Дэвида Розенберга, в действительности снижается на 2,1% в годовом сопоставлении.

То же самое относится к последнему отчету о занятости в несельскохозяйственном секторе США: при более внимательном рассмотрении оказывается, что общее количество рабочей силы уменьшилось на 490 тыс., а рабочая неделя сократилась на 0,3%. Две трети прироста рабочих мест приходится на государственные учреждения, сектор досуга, гостиничный бизнес и образование, которые не связаны с циклическим ростом. Тем не менее Bloomberg сообщает, что количество рабочих мест в голосовавших за Трампа регионах растет быстрее, чем в крупных городах и прибрежных районах страны, поддерживающих демократов.

Помимо этого, инфляция продолжает снижаться, что является проблемой не только для ФРС, но и для других ведущих центробанков. По мере отдаления инфляции от целевых 2% и усиления рисков дезинфляции (и даже умеренной дефляции) многие регуляторы, включая Федрезерв, начинают задумываться о возможности смягчения денежно-кредитной политики независимо от того, что происходит в реальной экономике. Во вчерашнем выступлении зампредседателя ФРС Ричард Кларида отметил, что на данный момент регулятор не видит достаточных причин ни для повышения, ни для снижения ставки. Глава ФРС Джером Пауэлл считает снижение инфляции временным, но, как это часто бывает, вещи из категории «временных» легко переходят в категорию «постоянных». В ходе последнего опроса старших кредитных менеджеров большинство респондентов ответили, что в настоящий момент спрос на кредиты со стороны коммерческих и промышленных предприятий опустился до самого низкого уровня за все время, прошедшее с окончания Великой рецессии. Все это происходит на фоне опасений по поводу дефицита долларовой ликвидности.

В связи с этим всегда стоит иметь в виду, что ставка ФРС может быть снижена раньше, чем ожидается. Кривые на рынках евродолларового фондирования и доходности UST указывают на низкие темпы экономического роста, низкую инфляцию и неизбежное смягчение денежно-кредитной политики США. В действительности есть основания считать, что Федрезерв уже и так слишком сильно смягчил монетарную политику в текущем цикле. Так, если сложить долгосрочный уровень инфляции (1,5%) и нейтральную реальную ставку (которая уже опустилась до 0,5%), получается, что номинальная нейтральная ставка по федеральным фондам должна составлять 2,0%. Если учесть влияние сокращения баланса ФРС, то можно говорить о том, что эффективное повышение ставки по федеральным фондам в нынешнем цикле уже составило 400 бп.

Между тем в Докладе ФРС о финансовой стабильности подчеркивается, что аппетит инвесторов к риску выглядит повышенным, в то время как долговая нагрузка корпоративного сектора как доля ВВП находится на высоком по историческим меркам уровне. Федрезерв обращает внимание на то, что наиболее высокими темпами привлекают заимствования компании, которые уже имеют самую высокую долговую нагрузку, при этом критерии кредитования становятся все мягче.

Согласно последней статистике, в 2018 г. объем рынка кредитования компаний с высокой долговой нагрузкой в США вырос на 20% (до 1,1 трлн долл.), что, как считается, представляет главную угрозу финансовой стабильности, особенно если замедление экономического роста приведет к увеличению числа дефолтов. По данным Financial Times, все большей популярностью у американских коммерческих арендодателей пользуется ипотека с выплатой процентов до погашения основного долга. Из ипотечных ценных бумаг на общую сумму 16,5 млрд долл., выпущенных в первом квартале нынешнего года, 77% было обеспечено такими кредитами. В результате кредиторы оказываются перед угрозой убытков по непогашенным основным суммам кредитов в случае дефолта заемщиков.

Заместитель управляющего Банка Англии Джон Канлифф в ходе своего вчерашнего выступления заявил, что основными факторами, определяющими уровень финансовой стабильности, являются размер, темпы роста, структура и устойчивость долга. На сегодняшний день мировой объем долга, включая обязательства суверенных заемщиков, частного и финансового секторов, составляет 320% глобального ВВП. Последние исследования указывают на то, что по темпам роста можно более точно, чем по его фактическому объему отследить приближающийся финансовый кризис и наступление рецессии. Размер долга в абсолютном выражении имеет большее значение для определения масштаба, чем вероятности кризиса. Темпы роста мирового долга за период с 2008 по 2018 гг. оцениваются в 10%. Доля долговых обязательств, приходящихся на развивающиеся рынки, повысилась примерно до 25% против 10–12% до кризиса. В Китае размер долга частного сектора, не включая финансовые организации, в процентном отношении к ВВП вырос со 115% в 2008 г. до 203% на сегодняшний день, при этом значительная часть кредитов привлекается через «теневой» банковский сектор, в меньшей мере зависящий от регулирования со стороны государства. По данным Bloomberg, число корпоративных дефолтов в КНР в 2018 г. достигло рекордно высокого уровня, однако с начала нынешнего года этот показатель вырос еще в три раза.

Источник: ВТБ Капитал Форекс

Удобный расчет свопов, комиссий, маржи и много другого? Да! Калькуляторы трейдера тут.

Аналитика FxTeam в Telegram Аналитика FxTeam в Telegram – читайте новости и аналитику первыми!

Опрос


Загрузка...