Android Calendar QR code
Google Play
Android Calendar QR code
Apple Store
 »  »  » Обзор валютного рынка за август
03.09.2012

Обзор валютного рынка за август



Обзор валютного рынка за август

В сентябре доллар заметно упал к большинству валют, индекс доллара упал почти на 2%. Основных сюжетов, вызывавших ослабление доллара в сентябре, было два. Первый связан с ожиданием третьего раунда количественного смягчения Федеральной Резервной Системы США. После того, как по итогам заседания от 1 августа ФРС в своем кратком заключении ничего не сказала о QE3, ограничившись лишь обещанием провести монетарное стимулирование в будущем, ожидания того, что Федрезерв запустит “печатный станок” уже на ближайшем заседании, которое пройдет 13 сентября, пошли на спад. В общем-то, первые три недели августа евро-доллар безыдейно болтался на месте, в диапазоне 1.2250-1.2450, во многом именно из-за этого. Однако представители ФРС Эванс, Вильямс и Розенгрен, каждый из которых является главой одного из Федеральных Резервных Банков Федрезерва своими агрессивными заявлениями о необходимости проведения QE3 вернули надежду на возможность скорого стимулирования. Поворотным моментом стала публикация 22 сентября протоколов августовского заседания ФРС. В общем-то, и до публикации протоколов было понятно, что QE3 рано сбрасывать со счетов, так как еще до заседания представитель ФРС Сара Раскин предупреждала, что QE3 будет обсуждаться, и она также считает, что эта мера может быть полезна. И действительно, протоколы дали массу новой информации на эту тему, а пара евро-доллар после публикации протоколов поднялась до отметки 1.2490. Оказалось, что Федрезерв видит нисходящие риски для экономики в связи с ситуацией в Европе, а также с предстоящим сокращением дефицита бюджета страны, и в связи с этим рассматривал различные способы смягчение монетарной политики. ФРС обдумывала отодвигание вперед даты первого повышения ставки, но отсрочило решение. Говорилось о том, что участники заседания обменивались взглядами по поводу плюсов и минусов новой масштабной программы покупок активов на баланс. "Многие участники ожидали, что такая программа может обеспечить дополнительную поддержку для восстановления экономики, некоторые убеждены, что количественное смягчение может повысить уровень делового и потребительского доверия". Многие участники заявили о том, что новая программа количественного смягчения должна быть “гибкой”, без ограничения ее срока действия, с объемами покупок бумаг на баланс ФРС в зависимости от экономической ситуации. Некоторые члены комитета поддержали идею снижения ставки, выплачиваемой по избыточным резервам, но несколько других выразили обеспокоенность тем, что понижение этой ставки повредит денежному рынку, и предложили посмотреть, какие эффекты вызовет в Еврозоне уже произведенное ЕЦБ понижение аналогичной ставки до 0%. В итоге “многие члены” комитета решили, что дополнительное смягчение монетарной политики гарантировано “сравнительно скоро”, если только не произойдет значительное улучшение экономической ситуации. А улучшению экономической ситуации произойти отнюдь не с чего. На следующий день после публикации протоколов Бюджетное управление Конгресса (СВО) США опубликовало отчет, в котором говорится, что запланированные увеличение налогов и снижение расходов в 2013 году (ликвидация так называемого “фискального навеса”) обратят вспять идущее экономическое восстановление. Сообщается, что “если законодатели позволят вступить в силу запланированным изменениям, то это будет играть решающую роль в определении пути развития федерального бюджета и перспектив развития экономики в течение следующего десятилетия”. В результате применения этих мер экономика сократится в следующем году на 0,5%, безработица достигнет снова 9%, а экономические условия в целом “будут рассматриваться как состояние рецессии”. В этом же году экономическое восстановление будет продолжаться “скромными” темпами, безработица все также будет выше 8%, инфляция будет оставаться низкой. Таким образом, хотя пока ситуация в экономике США остается приемлемой, а последние данные даже внушали оптимизм, более долгосрочная картина однозначно указывает на необходимость проведения QE3. ФРС должна действовать на опережение, с тем, чтобы своими действиями сейчас обеспечить приемлемый рост экономики США во второй половине 2013 года. Далее, после публикации протоколов к лагерю сторонников QE3 присоединилась голосующий член FOMC Сандра Пьяналто. Ну а в последний день месяца в Джексон Хоул выступал глава ФРС Бернанке. Его выступление было посвящено подведению итогов первых двух раундов смягчения. Бернанке заявил о том, что “QЕ1 и QE2 помогли росту экономики на 3% и добавили 2 млн. рабочих мест”, “инфляционные ожидания стабильны, несмотря на большой баланс ФРС”, “мало признаков, что действия ФРС способствуют финансовому дисбалансу”. В целом Бернанке выступил как бесспорный сторонник поддержки экономики методом количественного смягчения. Что касается перспектив монетарной политики, то, несмотря на сформированные большие ожидания вокруг этого выступления, Бернанке мог вообще ничего не говорить об этом, и ограничиться собственно заданной темой. Однако Бернанке все же сказал, что не исключает нового раунда QE, а состоянию экономики США далеко до удовлетворительного. Можно также отметить заявление Бернанке о том, что “негативные риски дополнительного стимулирования – управляемы”, это ответ на позицию некоторых представителей ФРС (не имеющих, впрочем, права голоса в FOMC в этом году), которые в течение месяца выступали с заявлениями о том, что издержки QE превышают выгоды от него. После выступления Бернанке пара евро-доллар показала отметку 1.2636, максимум за последние 7 недель. Думается, доллар продолжит падение и в сентябре, отыгрывая тему QE3, вероятность старта которого уже на заседании 13 сентября можно назвать весьма высокой.

Второй большой темой августа была ситуация в Европе. Острота долгового кризиса в августе продолжила сглаживаться. Хотя в начале месяца было новое обострение испанского кризиса, по итогам месяца доходности 2-летние испанских облигации упали с 5.2% до 3.65%, доходности 2-летних итальянских облигаций с 4.09% до 2.79%. Так оказалось, что ожидания разрешения долгового кризиса в Европе целиком оказались завязаны на меру, по сути абсолютно аналогичную количественному смягчению ФРС, речь идет о тех же покупках облигаций, только на баланс ЕЦБ. Правда, если QE и его ожидания приводят к падению доллара, то покупки проблемных стран Еврозоны приведут к возвращению доверия инвесторов к европейским бумагам и росту евро. Началось все с того, что выступая еще 26 июля Драги неожиданно сделал довольно сильные заявления: “еврозона значительно крепче, чем некоторые думают”, “рынки недооценивают прогресс в Еврозоне, за последние 6 месяцев был сделан экстраординарный прогресс”, “системы защиты еврозоны готовы работать значительно лучше, чем в прошлом”, “ЕЦБ готов на любые шаги для поддержки евро, и поверьте мне, этого будет достаточно”, “последний саммит ЕС был действительно успешным”, “нужно сделать Еврозону более целостной для выхода из кризиса”, “дефицит и долг еврозоны гораздо ниже, чем у США”, “не следует недооценивать политический капитал, инвестированный в евро”. Евро на тот момент находился почти на самых минимумах, на отметке 1.21, и отреагировал на заявление ростом более чем на две фигуры. Уже позже, на заседании ЕЦБ 2 августа Драги объяснил, что ЕЦБ будет проводить интервенции на облигациях с коротким сроком погашения для удержания доходностей по госдолгу проблемных стран на приемлемых уровнях. Позднее стало ясно, что ЕЦБ будет проводить интервенции на вторичном рынке совместно с фондами спасения EFSF/ESM, которые будут действовать на первичном рынке и начнутся эти действия не ранее, чем будет ратифицирован Европейский Механизм Стабильности, т.е не ранее 12 сентября, а скорее всего, в октябре. Интервенции будут проводиться только для тех стран, которые соблюдают финансовую дисциплину и выполняют условия ЕС, и фактически по статусу будут эквивалентны предоставлению финансовой помощи от ЕС. Ранее, в прошлые два года, у ЕЦБ действовала программа SMP, по которой ЕЦБ покупал облигации на рынке, но никаких обязательств на стран-эмитентов этих облигаций не налагалось. К концу месяца в прессе появились подробности о том, что целью тех интервенций, что ЕЦБ будет проводить, будет установление пороговых уровней доходностей (или спредов доходностей), что эквивалентно ограничению падения цены облигаций. Инициатива Драги вызвала негативную реакцию в Бундесбанке и минфине Германии, пошли даже слухи о том, что выступающий против покупок облигаций глава Бундесбанка Вайдманн может уйти в отставку. Однако на стороне Драги как органы ЕС (Еврогруппа, Еврокомиссия), так и большинство стран Еврозоны во главе с Францией, так что вряд ли позиция Вайдманна повлияет на решение следующего заседания ЕЦБ, которое пройдет 6 сентября. Даже канцлер Германии Меркель не выступает против инициативы Драги. Действительно, если ЕЦБ твердо решил закончить игры “в поддавки” с масс-медиа, рейтинговыми агентствами и спекулянтами, агрессивно работавшими в последние два года на подрыв доверия к евро, и собирается вернуть доверие к долговому рынку Еврозоны, более эффективного способа, чем интервенции, не придумать. То, что долговой кризис в Еврозоне, расчистив большее пространство для интеграции, заканчивается, становится все очевиднее. В наших обзорах в последние годы неоднократно озвучивалось мнение о том, что долговой кризис в Еврозоне – целиком контролируемый органами ЕС процесс, направленный на отъем суверенитета у стран, входящих в Еврозону. В конце августа поступило еще одно подтверждение этой точки зрения: министр финансов Ирландии Нунан заявил, что секретное “угрожающее” письмо от бывшего главы ЕЦБ Трише, которое принудило Ирландию принять пакет помощи в 2010 году должно быть теперь опубликовано. Он утверждает, что в письме бывший глава ЕЦБ угрожал закрыть доступ Ирландии к кредитованию через ELA (Emergency Liquidity Assistance), если страна откажется принять помощь. Таким образом, путем предоставления пакетов помощи страны ставились в финансовую зависимость от органов ЕС, осталось только конвертировать ее в политическую зависимость. Недаром в конце августа Меркель заявила о том, что на декабрьском саммите ЕС будет обсуждаться создание новой законодательной основы ЕС. А министры финансов Германии и Франции Вольфганг Шойбле и Пьер Московичи заявили о создании совместной рабочей группы, которая будет заниматься формированием банковского союза (единый механизм надзора и спасения банков, единая система страхования вкладов), разработке европейского бюджетного союза (речь фактически идет о создании единого министерства финансов Еврозоны) и мер, направленных на стабилизацию евро. В ситуации завершения долгового кризиса в Европе, наложенной на отыгрыш QE3 в США, можно ожидать, что в сентябре пара евро-доллар будет двигаться вверх, в диапазон 1.30-1.35.

Что касается российского рубля, то на таком внешнем фоне ему очевидно предстоит укрепляться к доллару и ослабляться к евро. Весь месяц пара доллар-рубль находилась в диапазоне 31.50-32.50, причем большую ее часть колебалась в узком коридоре 31.50-32, в который провалилась в начале месяца благодаря росту цен на нефть. Но под конец месяца рубль ослабился, доллар-рубль подскочил обратно к 32.50, и произошло это даже вопреки падению доллара к евро. Здесь сыграл, видимо, внутренний сезонный фактор – иностранные держатели пакетов акций российских предприятий выводили дивиденды, срок выплаты которых пришелся именно на конец месяца. В дальнейшем, однако, можно ожидать, что курс рубля будет по-прежнему определяться внешними факторами. При общем росте евро и падении доллара в сентябре можно ожидать роста пары евро-рубль в район отметки 42.50, падении пары доллар-рубль до 31.

Тенденции: В ситуации завершения долгового кризиса в Европе, наложенной на отыгрыш QE3 в США, в сентябре можно ожидать роста пары евро-доллар в диапазон 1.30-1.35. Пара доллар рубль будет снижаться к 31, пара евро-рубль будет расти до 42.50.



Начать торговать




Загрузка...