29.10.201882

Нелишняя осторожность

Нелишняя осторожность

На данный момент индекс S&P500 потерял 9,6% относительно пика, достигнутого в начале октября. По данным Bloomberg, в этом месяце индекс закрывался в минусе 15 раз, а количество недель, завершившихся снижением более чем на 3%, с начала года составило пять, что, по данным The Heisenberg, происходит впервые с 2011 г. Этот октябрь вполне может стать одним из худших месяцев для американского рынка акций за последние три десятилетия. JPM отмечает, что доля активов, показавших в этом году положительную доходность, составляет всего 20% – такой низкий уровень был зафиксирован только в период стагфляции в 1970-х гг. и во время глобального финансового кризиса. По мнению GS, если отталкиваться от фундаментально обоснованных уровней, то нынешняя коррекция уже зашла слишком далеко. В октябре мировые рынки акций уже потеряли 5,5 трлн долл. По оценкам GS, в 2019 г. корпоративная прибыль вырастет на 7% после роста на 19% в текущем году; прогноз GS по S&P500 на конец года составляет 2 850.

Так что текущая коррекция несколько отличается от «обычной» коррекции, которая ведет к «покупкам на низах» и обычно является резкой, но непродолжительной. Другие американские фондовые индексы, в частности, NASDAQ, DJIA и Russell 2000, растеряли рост, набранный с начала года. Инвесторы гадают, до какого уровня должен снизиться S&P500, чтобы сработал «пут-опцион Пауэлла»; по общему мнению, этот уровень находится на отметке 2 350. Восходящий тренд в индексе S&P500, сохранявшийся с 2016 г., когда президентом США был избран Дональд Трамп, сломлен. Промежуточная техническая поддержка располагается на уровне 2 550–2 600, а в пятницу индекс закрылся на отметке 2 658. Инвесторы, возможно, надеются, что на помощь придет ралли на рынке акций, которое традиционно следует за промежуточными выборами в Конгресс США (в этом году состоятся 6 ноября).

Между тем индекс MSCI EM Equity с начала года снизился на 26% и продолжает двигаться в том же направлении, поскольку инвесторы, скорее, «продают на верхах», чем «покупают на низах». Хотя американский корпоративный сектор продолжает показывать сильные результаты, себестоимость производства, судя по некоторым признакам, растет. Также поступают сообщения о том, что таможенные пошлины подталкивают вверх стоимость сырья, наносят ущерб цепочкам поставок и негативно влияют на прогнозы финансовых показателей компаний, в частности, Caterpillar. Все это подкрепляет набирающий популярность тезис о приближающемся развороте в динамике прибылей и рыночных мультипликаторов.

Распродажа на рынках началась, когда инвесторы после сентябрьского заседания FOMC поняли, что Федрезерв намерен поднять ставку выше «нейтрального» уровня. Под руководством Пауэлла ФРС начала отходить от тех принципов, которым регулятор следовал при Джанет Йеллен (когда денежно-кредитная политика формировалась на основе таких не поддающихся прямому измерению показателей, как R-Star, что способствовало сохранению более мягкой позиции ФРС), и перешел к принятию решений исходя из фактических данных (сильная экономика = высокие ставки). Пока Федрезерв никак не реагирует на распродажу на рынках акций и продолжает проводить запланированное повышение ключевой ставки и сокращение своего баланса (годовые темпы сокращения уже достигли 600 млрд долл.). Между тем финансовые условия в США становятся все жестче, а то давление, которое волна продаж на рынке акций оказывает на уровень благосостояния в стране, вполне может распространиться и на реальную экономику, усилив риск рецессии. Возможно, таким сценарием руководствуются участники денежного рынка, закладывая наступление к середине следующего года перелома в динамике процентных ставок.

Доходность 10-летних казначейских обязательств США превысила 3,00%. Между тем последние данные указывают на то, что дефицит бюджета США растет, в то время как объем американского госдолга в собственности зарубежных суверенных держателей начинает сокращаться. На денежном рынке ставки Libor продолжают двигаться вверх, при этом участники рынка осознают риск возникновения дефицита долларового фондирования ближе к концу года. На данный момент 12-месячная ставка Libor составляет 3,05%, однако следует заметить, что фьючерсы на ставку ФРС торгуются из расчета, что после середины 2019 г. ставка по федеральным фондам повышаться уже не будет. Данный сценарий расходится с прогнозами членов FOMC, согласно которым процесс повышения процентной ставки продлится до 2021 г.

Траектория ключевой ставки, из которой исходит FOMC, исключает возможность наступления рецессии, хотя предыдущий опыт показывает, что начиная с 1850-х годов рецессия в экономике США происходила по меньшей мере раз в десять лет. Учитывая постоянную критику в адрес ФРС со стороны президента Трампа, регулятор рискует загнать себя в угол. Либо экономика страны продолжит расти, что потребует определенного ужесточения монетарной политики, либо Федрезерв допустит ошибку, и рецессия произойдет раньше, чем ожидалось. Нельзя исключать и такой вариант, что председатель ФРС Джером Пауэлл уйдет в отставку, в результате чего независимость регулятора окажется под угрозой.

Некоторые комментаторы говорят о вероятности «системного риска». Интересно, что рынок высокодоходных облигаций продолжает двигаться вниз. Недавно ФРС предупредила о потенциальных проблемах, связанных с кредитованием компаний с высокой долговой нагрузкой. В этом смысле мусорные облигации могут стать новой сабпрайм-ипотекой. В качестве положительного момента отметим, что уровень волатильности рынков акций и облигаций (по индексам VIX и MOVE соответственно) сейчас ниже, чем в период февральских продаж, а, по данным Goldman Sachs, порядка 48% компаний, входящих в индекс S&P, вышли из периода блэкаута и могут возобновить выкуп акций.

Инвесторы обращают внимание и на другие индикаторы риска, такие как курс доллара к китайскому юаню, превышение которым отметки в 7,00 будет расцениваться как угроза росту азиатских экономик и/или сигнал к резкому усилению оттока капитала. Если же США усмотрят в таком повышении курса результат целенаправленной политики по «конкурентной девальвации» юаня, то напряженность в торговых отношениях между двумя странами может возрасти. Между тем на конец ноября запланированы переговоры президентов США и Китая Дональда Трампа и Си Цзиньпина, которые состоятся на полях саммита «большой двадцатки» в Буэнос-Айресе.

Падение рынков акций совпало с разворотом в динамике мировой экономики. Аналитические службы крупнейших организаций, таких как МВФ и ОЭСР, уже пересмотрели в сторону снижения прогнозы по росту ВВП на 2019 г., хотя и умеренно – до 3,7%. Китай продолжает лидировать по темпам экономического роста, однако он едва ли способен поддержать рост мирового ВВП путем реализации программы стимулирования экономики. В странах еврозоны активность также снижается, при этом к концу текущего года ЕЦБ планирует завершить программу покупки активов. Европейский финансовый сектор находится под давлением, что будет сдерживать рост кредитования. В Германии правящая коалиция теряет поддержку избирателей – на это явным образом указывают результаты региональных выборов в земле Гессен. На настроение инвесторов влияют и геополитические риски – торговый конфликт между США и Китаем, напряженность между США и Саудовской Аравией, разногласия по вопросам бюджета между ЕС и Италией. Последние показатели экономической активности свидетельствуют о замедлении роста ВВП Китая, поэтому главные текущие задачи правительства страны – не допустить «жесткой посадки» национальной экономики и снизить ее долговую нагрузку. С начал года китайские рынки акций упали на 30%, объем дефолтов по займам в корпоративном секторе страны увеличивается. Темпы роста денежного агрегата M2 снизились до минимума с 2000 г., поэтому центральный банк Китая, вероятнее всего, продолжит снижать процентные ставки и нормативы обязательных резервов для банков. Приоритетом должно быть поддержание роста, потому что в ином случае будет все труднее обслуживать долг. На этой неделе публикуются индексы PMI, которые покажут, сместилась ли оценка активности в промышленности ниже отметки в 50 пунктов, служащей «водоразделом» между рецессией и ростом.

Локомотивом роста мировой экономики остаются США, где, по последним данным, потребительские расходы в 3к18 выросли на 4,0% г/г. Реальный рост ВВП за квартал составил 3,5% г/г, однако, как замечает известный аналитик Джеффри Снайдер, если реальный рост ВВП в последнем квартале года составит менее 5,3%, экономика США покажет худшую динамику, чем в период Великой депрессии. Данные инвестиционной активности оказались слабыми, отрасли, чувствительные к процентным ставкам, такие как продажа автомобилей и жилья, уже на спаде. По расчетам банка Goldman Sachs, из-за ухудшения условий финансирования в результате падения рынков акций рост ВВП США к концу 2019 г. может замедлиться до 1,6%. Полученный благодаря фискальной реформе импульс к росту уже достиг максимума с точки зрения поддержки реального роста ВВП, и, как полагает Goldman Sachs, сойдет на нет во второй половине 2019 г. За уже реализованные меры США заплатит увеличением госдолга в процентном отношении к ВВП, что исключает возможность расширения программы фискального стимулирования. В предстоящую пятницу выйдет отчет о новых рабочих местах в несельскохозяйственном секторе США, и хотя безработица в настоящий момент находится на самом низком уровне за последние 48 лет, признаков устойчивого ускорения роста заработной платы пока не видно. Таким образом, мы наблюдаем ситуацию «пиков» – в темпах роста мирового ВВП, на рынках акций, в финансовых показателях корпоративного сектора, в рыночных мультипликаторах и в объемах вливаний ликвидности центральными банками.

Источник: ВТБ Капитал Форекс

Торгуйте 400+ активами 6 классов с единого счета глобального брокера FxPro. Смотрите сами.

Аналитика FxTeam в Telegram Аналитика FxTeam в Telegram – читайте новости и аналитику первыми!

Опрос


Загрузка...