1. Форекс
  2.  » 
  3. Финансовые новости
  4.  » 
  5. Бернанке: Стратегии Фед Резерва по сворачиванию программ стимулирования
22.07.20092667

Бернанке: Стратегии Фед Резерва по сворачиванию программ стимулирования

Глобальная рецессия имеет такие тяжелые последствия и огромный масштаб, что для борьбы с ней потребовалась чрезвычайно стимулирующая денежно-кредитная политика. С начала финансового кризиса почти два года назад, Федеральный Резерв снизил целевую процентную ставку, по федеральным фондам практически до нуля. Кроме того, мы значительно увеличили баланс Федрезерва путем скупки долгосрочных ценных бумаг и проведения целевых кредитных программ, которые призваны возобновить кредитные потоки.

Эти меры ослабили пагубное воздействие нынешнего финансового кризиса на экономику и улучшили функционирование ключевых кредитных рынков, включая рынки межбанковских кредитов, коммерческих бумаг, потребительских кредитов и кредитов для малого бизнеса, а также ипотечного жилищного кредитования.

Я и мои коллеги верим, что стратегии стимулирования экономики будут работать продолжительное время. Однако, в какой-то момент, в период экономического подъема, мы должны будем ужесточить денежно-кредитную политику в целях сдерживания будущей инфляции. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, ответственный за проведение денежно-кредитной политики США, уделил много времени вопросам стратегии сворачивания программ стимулирования экономики. Мы уверены, что у нас есть все необходимые инструменты, чтобы свернуть обратно наши программы, когда это будет необходимо, и сделать это безболезненно и своевременно.

Стратегия выхода из кризиса тесно связана с управлением балансом Федерального Резерва. Когда Федрезерв предоставляет кредит или скупает ценные бумаги, средства поступают в банковскую систему и сразу же оседают на резервных счетах Федрезерва, открытых банками и другими депозитными учреждениями. Эти резервы составляют на сегодняшний день порядка 800 миллиардов долларов, что намного больше нормальной величины. Банки держали свои резервы на счетах в Федрезерве, как правило, в качестве обязательных резервов, что обусловлено текущими экономическими условиями.

Но по мере восстановления экономики, банки могут находить больше возможностей по использованию своих резервов для кредитования. Это обеспечит рост широкого показателя денежной массы (например, M1 или M2) и смягчит условия кредитования, что, в конечном итоге, может вызвать инфляционное давление, если не принять компенсационные меры в области нашей политики. Когда настанет время ужесточить нашу денежно-кредитную политику, мы должны будем или ликвидировать эти крупные остатки резервов, или, если они останутся, нейтрализовать любые их нежелательные последствия для экономики.

Резервы, размещенные банками на счетах в Федрезерве, автоматически сократятся, так как улучшение ситуации на финансовом рынке приводит к снижению спроса на наши краткосрочные кредиты, а в конечном итоге – приводит к их сокращению. На самом деле, объем краткосрочных кредитов, выданных Федрезервом финансовым организациям и другим участникам рынка, уже снизился менее чем до 600 миллиардов долларов с середины июля этого года с 1.5 триллиона долларов в конце 2008 года. Кроме того, резервы можно было бы сокращать ежегодно на 100 или 200 миллиардов долларов в течение нескольких следующих лет, по мере наступления срока погашения ценных бумаг, хранящихся в Федрезерве. Однако величина резервов, вероятно, останется высокой в последующие несколько лет, если к тому времени не будут приняты дополнительные меры.

Даже если наш баланс останется огромным продолжительное время, мы можем использовать два мощных инструмента для более жесткого регулирования денежно-кредитной политики, когда это будет необходимо: выплата процентов по резервам и различные меры по сокращению величины этих резервов. Мы можем реализовать одну из двух этих мер, но для большей эффективности мы, скорее всего, воспользуемся обеими сразу.

Конгресс разрешил нам прошлой осенью выплачивать проценты по средствам, размещенным банками в Федрезерве. Сегодня мы выплачиваем банкам проценты в размере 0.25%. Когда придет время ужесточения политики Федрезерва, мы сможем повысить ставку процента по резервам одновременно с повышением нашей целевой процентной ставки по федеральным фондам.

Обычно банки не ссужают денежные средства на денежном рынке по процентной ставке, которая ниже уровня, при котором они смогут получить безрисковую прибыль в Федеральном Резерве. При этом они должны бороться друг с другом, чтобы получить в кредит любые средства, предложенные на частных рынках, по ставкам ниже процентной ставки по резервам. Если у них это получится, они смогут заработать прибыль на разнице этих ставок, ничем не рискуя.

Таким образом, процентная ставка, уплачиваемая Федрезервом, должна стремиться установить нижний предел краткосрочных рыночных ставок, включая ключевые ставки по федеральным фондам. Увеличение ставки по резервам также препятствует избыточному росту денежных средств или кредитов, потому что банки не захотят суживать свои резервы по ставкам, ниже тех, с помощью которых можно получить доход в Федрезерве.

Солидный опыт международной практики показывает, что выплата процентов по резервам является эффективным инструментов управления краткосрочными рыночными ставками. К примеру, Европейский центральный банк разрешает банкам размещать избыточные резервы в приносящие проценты депозитные средства. Даже если размер баланса центрального банка существенно увеличился в результате проведенных им операций с ликвидными средствами, ставка овернайт остается выше или на уровне ставки по депозитам. Банк Японии и Банк Канады также используют свое право выплачивать проценты по резервам, чтобы сохранить нижний порог краткосрочных рыночных ставок.

Вопреки этой логике и практике, процентная ставка по федеральным фондам снижалась чуть ниже ставки, по которой Федрезерв платит проценты, особенно сильно в октябре и ноябре 2008 года, когда он впервые начал производить выплату процентов по резервам. Эта модель поведения обусловлена временными факторами, например, неопытностью банков в этой новой сфере.

Однако, эта ситуация появилась в результате того, что некоторые крупные кредиторы, работающие на рынке федеральных фондов, в основном, это финансируемые правительством учреждения Fannie Mae и Freddie Mac, не могут получать проценты, выплачиваемые по резервам, которые они держат в Федрезерве, а значит и не имеют стимула выдавать кредиты на этом рынке по ставкам ниже тех, по которым Федрезерв платит банкам.

Если ситуация на финансовом рынке была более привычной, банки согласились бы принять участие в простом арбитраже, о котором говорилось выше, что позволило бы уменьшить разрыв между процентными ставками по федеральным фондам и ставкой которые Фед. Платит по резервам. Если разрыв не удастся сократить, тогда эту проблему можно решить с помощью запасных мер, приготовленных для ужесточения денежно-кредитной политики: увеличить процентные выплаты по резервам, а также сократить резервы и вывести излишние ликвидные средства с рынков. Это можно сделать четырьмя способами.

Первый способ. Федеральный Резерв мог бы вывести излишние банковские резервы и сократить избыточный объем ликвидных средств, размещенных в других учреждениях, заключив крупные обратные сделки “репо” с участниками финансового рынка, в том числе с банками, учреждениями, финансируемыми правительством, и другими организациями. Обратные сделки “репо” включают в себя продажу Федрезервом ценных бумаг из своего собственного портфеля и соглашение об обратной покупке проданных им ценных бумаг по немного более высокой цене позже.

Второй способ. Казначейство могло бы продать векселя и депонировать полученный доход на счета в Федеральном Резерве. Когда покупатели платят по ценным бумагам, счет Министерства финансов в Федеральном Резерве увеличивается, а остатки резервов уменьшаются.

Казначейство проводит эти операции с осени прошлого года в рамках своей Программы дополнительного финансирования. Хотя она и имеет положительный эффект, для защиты независимости денежно-кредитной политики мы должны приложить все усилия для того, чтобы достичь наших стратегических целей без помощи Казначейства.

Третий способ. Мы можем воспользоваться правом по выплате процентов за хранение банковских резервов на счетах Федрезерва, которым наделил нас Конгресс, и предложить банкам разместить свои средства на срочных депозитах, которые являются аналогами депозитных сертификатов, предлагаемых банками в качестве услуги своим клиентам. Средства банков, размещенные в срочных депозитах Федрезерва, не должны использоваться для проведения операций на рынке федеральных фондов.

Четвертый способ. При необходимости Федрезерв мог бы сократить резервы, продав часть долгосрочных ценных бумаг из своего портфеля на открытом рынке.

Любая из этих мер смогла бы увеличить краткосрочные процентные ставки и ограничить рост денежных средств и кредитов, стимулировав, таким образом, ужесточение денежно-кредитной политики.

В конце концов, у Федерального Резерва есть много эффективных инструментов для ужесточения денежно-кредитной политики, когда экономические прогнозы потребуют этого от нас. Как я с моими коллегами уже говорил раньше, экономические условия, скорее всего, будут препятствовать ужесточению денежно-кредитной политики еще в течение длительного времени. Мы выберем время и направление будущего ужесточения политики, используя имеющиеся у нас методы для самого эффективного осуществления двух наших целей – максимальной занятости и ценовой стабильности.

Господин Бернанке является председателем Федеральной резервной системы США.

Ben Bernanke: The Fed’s Exit Strategy, The Wall Street Journal, July 21

Торгуйте 400+ активами 6 классов с единого счета глобального брокера FxPro. Смотрите сами.

Аналитика FxTeam в Telegram Аналитика FxTeam в Telegram – читайте новости и аналитику первыми!

Опрос


Загрузка...