Android Calendar QR code
Google Play
Android Calendar QR code
Apple Store
 »  » Космос как бизнес: что скрывают запуски ракет
Автор публикации:
14.04.201937

Космос как бизнес: что скрывают запуски ракет

Современному космическому миру Россия запомнится не как «сверхдержава», которая первой огранизовала полет человека на орбиту, а как страна, которая отказалась сотрудничать с Илоном Маском.

58 лет назад только сверхдержавы могли сконструировать ракету невероятной сложности, провести многоступенчатые испытания и рассмотреть Луну не только из телескопа.

Доподлинно неизвестно, сколько именно было потрачено как до крылатой фразы Гагарина «Поехали!», так и после его финальной «Я горю, прощайте, товарищи!». Вопрос тогда был не в деньгах, а в том, чтобы совершить великое – и сделать это первыми. Державы боролись именно за то, чтобы оказаться в итоге хозяином космоса. Важнее всего было, чей флаг раньше других будет установлен на поверхность спутника.

Чуть позже увлеченность небом пошла в народ: любой желающий мог прикупить «участок на Луне» или «назвать планету» именем любимого человека. Конечно, все эти сделки оставались на уровне невинной игры с мошенниками, тогда как за космические запуски по-прежнему отвечало исключительно правительство.

Но времена изменились, причем произошло это пугающе резко. Как-то внезапно крупнейшие мировые державы начали серьезно уступать в поворотливости прогрессивным и блестяще оснащенным корпорациям. Обычным компаниям, которым хватило денег, талантливых специалистов и упорства для того, чтобы сделать корабли – легче, запуски – дешевле, а разработки – быстрее.

Внезапно Россия начала терять лидирующие отрасли в космической сфере. Когда «Роскосмос» решил не оказывать содействие планам Илона Маска, назвав непомерную даже для него, миллиардера, сумму ради реализации одной лишь миссии с доставкой растений на Марс, тот основал SpaceX. И успешно запустил Crew Dragon.

В своем интервью директору NASA Джиму Брайденстайну Маск рассказал о своем визите в РФ, где намеревался приобрести баллистическую ракету, однако сделка так и не состоялась. "Они потребовали даже больше денег, чем у меня вообще было. Ради одной только миссии! Это явно был не мой вариант. И вот тогда я и задумался, есть ли какие-то способы удешевить существующие ракетные системы, особенно американские", - говорит Маск.

Возможно, вся эта ситуация открыла глаза бизнесу: ребята, у неба нет дверей. Так почему бы не начать летать к другим планетам на коммерческой основе – просто потому, что мы можем сделать это? Первыми.

Космос как маркетинг

Теперь издания пестрят заголовками о том, что «Частная космическая компания SpaceX провела успешный тестовый запуск ракеты Falcon Heavy».

Этот корабль способен доставлять на орбиту Земли до 64 тонн груза, и это немало. Для сравнения, ближайший аналог от Boeing, «Дельта-4», осилит лишь 28,7 тонн. Falcon бьет конкурентов по всем статьям, особенно – расходов. Его запуск обойдется лишь в $90 млн, тогда как ракета Boeing, как пишет The Business Insider, оторвется от стартовой площадки при вложениях в $400 млн.

Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин считает, что Илон Маск намеренно продает ракеты-носители по заниженным ценам, чтобы «выдавить Россию с этого рынка». Такое мнение политик высказал 1 октября 2018 года в эфире программы «Большая игра» на «Первом канале».

Теперь мало просто разработать космический корабль: надо еще сделать так, чтобы он опережал конкурентов. Иначе все многолетние труды просто пойдут насмарку. Более того, поддержки журналистов и пользователей Twitter в этом случае также не дождаться. Первые полосы любят тех, кто номер 1. Все остальные могут начинать сначала.

Справедливости ради отметим, что SpaceX все-таки не единственная компания, которая покушается на вотчину #Boeing. Еще один конкурент –  New Glenn от Amazon. Прямо скажем, от «Амазона» рядовые граждане такого не ожидали, и это сыграло, скорее, на руку маркетингу. Журнал Expert пишет о том, что аппарат, выводящий на орбиту до 45 тонн груза, будет запущен уже в 2020. Опять-таки, смотрите: Amazon еще только разрабатывает ракету, а SpaceX уже представил ее рынку. Через год то, что сейчас кажется чем-то невероятным, может оказаться уже устаревшим.

Однако стоит посмотреть глубже: дело уже не в космосе. Свои секретные проекты есть и у Alphabet, и у...Facebook. Да-да, у социальной сети.

Формально, за каждым таким проектом стоит узнаваемый бренд и громкие (максимально, насколько хватит места в утренних газетах) масштабные планы колонизации Марса. По итогу, все это ни что иное, как попытки закрепиться в головах людей: «наша компания – номер один, мы даже летаем в космос». Тем самым, подстегивается спрос на основной продвигаемый продукт.

Эту же цель преследуют и все разработчики искусственного разума, и конструкторы самоуправляемых автомобилей.

По словам аналитика FxPro Александра Купцикевича, реакцию инвесторов на каждый успешный запуск SpaceX можно проследить по котировках акций Tesla (#TeslaMotor). Например, по следам огневого испытания ракеты 25 января, акции Tesla Motors стали привлекательным инструментом для инвестиций, прибавив около 15%, до $320 в последующие несколько дней, вслед за укреплением веры в управленческий гений основателя

Личный бренд как драйвер котировок

Стоит отметить, что у всех проектов Илона Маска есть секретный ингредиент: он сам. Когда вокруг той же Tesla сгущаются тучи, а инвесторы задаются вопросом о жизнеспособности компании, Маск размещает в Твиттере пост о запуске нового бизнеса, выпуске небывалой модели электрокара или успехах на космическом поприще. Все это оттягивает на себя долю внимания интернет-пользователей и позитивно сказывается на курсе ценных бумаг. Блестящая стратегия.

Кстати, тут же работает и метод Стива Джобса: впечатляющие презентации прототипов и  эмоциональное общение с потенциальными покупателями во время выступлений делают свое дело: люди готовы годами ждать поставки реальных товаров, как это до сих пор (уже по инерции) происходит с iPhone.

Однако так бывает не всегда. Достаточно вспомнить, как в результате собственных неудачных высказываний в сети, Маску пришлось уладить дело с SEC и отрабатывать лавину негативных комментариев бывших сотрудников заводов его компании. Казалось бы, не самые значительные корпоративные новости обернулись для эгоцентричной Tesla сильным снижением с декабря прошлого года. С того времени акции потеряли более четверти своей стоимости.

Это довольно любопытно, поскольку обычно ценные бумаги #TeslaMotors идут аккурат против рынка: растут на пике всеобщего страха фондовых площадок и падают на фоне восстановления котировок глобальных индексов.

Сейчас остается открытым вопрос: будет ли  Маску интересен космос, если Tesla обанкротится? Ведь бизнес SpaceX сложней «продать» рынку, выйдя на IPO. И все же именно в роли «повелителя неба» Илон имеет удовольствие наблюдать тот самый wow-эффект и положительный социальный отклик, которого добивается.

Космос и люди: дотянуться до звезд

Не исключено, что вопросы колонизации Марса так часто муссируются в прессе специально для отвода глаз. Насущные проблемы Земли никуда не деваются: более того, суммы, которые идут на ракеты, не помешали бы для решения острых вопросов. Тех, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Вместо этого все бизнес- и маркетинговые силы теперь направлены на то, чтобы убедить людей покупать акции компаний-разработчиков. Что ж, если это действительно так, то может стать прекрасной инвестиционной идеей. Во всяком случае, к акциям #Amazon, #TeslaMotors и #Boeing точно стоит присмотреться.

Если говорить о более практическом вопросе, то Маск, с его тягой к оптимизации расходов, скорее всего, как раз и будет тем человеком, который сделает полеты в космос доступными чуть ли не каждому. Не исключено, что рядовое население, которое недовольно работой правительства и никак не может найти свое место в жизни, вполне может продать свою недвижимости на Земле, чтобы, в ближайшем будущем, полететь на Марс в составе первых колоний поселения.

Основатель SpaceX заявил в своем Twitter, что стоимость такого полета составит от $100 тыс до $500 тыс. Цена, вполне сопоставимая с квартирой в столице. Тем более, что обратный билет обещают сделать бесплатным.

Как сообщает ТАСС, на ежегодной ярмарке технологий SXSW в Техасе в марте прошлого года, Маск заявил, что два корабля с астронавтами будут направлены к Красной планете уже в 2024 году. По данным информагентства, специально для первых представителей колонии поселения SpaceX разработала особую модель марсианского скафандра.

 

Что ж, хоть от рядовых граждан космос пока все также далек, как и раньше, перспективы отрасли весьма заманчивы – и это факт.

Александр Купцикевич, аналитик FxPro

Опрос


Загрузка...