1. Форекс
  2.  » 
  3. Финансовые новости
  4.  » 
  5. Разыскиваются шопоголики, The Economist
26.06.2009690

Разыскиваются шопоголики, The Economist

Развивающиеся азиатские рынки восстанавливаются после падения быстрее других рынков. Когда темпы промышленного производства США продолжили падать в мае, выпуск продукции в развивающихся странах Азии вернулся к своему докризисному уровню во многом благодаря Китаю (см. рис. 1). Хотя объем производства в менее крупных экономиках этого региона находится на достаточно низком уровне по сравнению с прошлым годом, тем не менее, он тоже начинает восстанавливаться до своих прежних уровней. Объем промышленного производства Тайваня вырос в мае на 80% в годовом исчислении по сравнению с предыдущими тремя месяцами. По оценкам JPMorgan, ВВП развивающихся стран Азии вырос во втором квартале на 7% в годовом исчислении.

Способность азиатских стран освободиться от зависимости от США свидетельствует о том, что спад экономики этого региона отчасти был вызван снижением экономической деятельности США. Падающий внутренний спрос в азиатских экономиках был более вразумительным доводом, объясняющим спад роста ВВП, чем сокращение чистого экспорта. Падение цен на продукты питания и электроэнергию во второй половине 2008 г. привело к снижению прибылей и покупательной способности. Введение более жесткой кредитно-денежной политики, направленной на сдерживание роста инфляции, впоследствии задушило внутренний спрос.

Начавшийся недавно рост промышленного производства свидетельствует, что производители продукции прекратили сокращать товарные запасы, а правительства большинства стран начали применять мощные налоговые стимулы. Однако это принесет мало пользы. Между тем, рынки экспорта в развитых странах, вероятно, не станут сильнее. Поэтому восстановление азиатских экономик будет проходить с переменных успехом до тех пор, пока не начнут расти внутренние расходы, особенно потребление.

Склонность потребителей к расходам сильно варьируется в пределах этого региона. В Китае, Индии и Индонезии расходы в период глобального кризиса увеличились более чем на 5% в год. За прошедший год розничные продажи в Китае увеличились на 15%. Эти данные превышают истинные темпы роста, потому что они учитывают правительственные закупки, однако согласно официальным квартирным опросам, реальные расходы растут все еще впечатляющими темпами – 9%. В течение одного года по май продажи бытовой электроники увеличились на 12%, одежды – на 22%, а машин, что удивительно, - на 47%.

Во всех остальных странах этого региона расходы росли очень медленно из-за более высокой безработицы и более низких заработных плат. В Гонконге, Сингапуре и Южной Корее реальные потребительские расходы упали на 4-5% в первом квартале по сравнению с прошлым годом, что ниже, чем в США. А Фредерик Ньюманн, экономист из HSBC, видит едва заметные признаки будущего увеличения расходов. Розничные продажи в Тайване выросли в мае, и это уже третий месяц подряд. Продажи в магазинах Южной Кореи выросли на 5% с начала этого года по май.

Существует спорное мнение, что развивающиеся азиатские экономики имеют большое активное сальдо текущих операций – что, в итоге, не увеличивает их солидный вес в мировой экономике – потому что потребители предпочитают экономить, а не тратить. К тому же это не соответствует действительности. За прошедшие пять лет потребительские расходы развивающихся стран Азии росли на 6.5% в год, быстрее, чем любых других стран в мире. Потребление, которое является частью ВВП, бесспорно, уменьшилось, но только благодаря более быстрому росту инвестиций и экспорта, а не маленьким расходам. По отношению к уровню расходов американских потребителей расходы азиатских потребителей упали (см. рис. 2).

Личное потребление в большинстве азиатских стран составляет 50-60% от ВВП, что не является необычным среди остальных стран с таким же уровнем доходов населения. Правда, здесь есть одно исключение – Китай. Частное потребление в этой стране уменьшилось с 46% от ВВП в 2000 г. до всего лишь 35% в прошлом году – в два раза меньше, чем в США. Его расходы составляют только одну шестую расходов США в долларовом выражении. (Уровень потребления в Сингапуре остался таким же низким, чуть меньше 40% от ВВП).

Этим объясняется, почему китайское правительство приняло более смелые меры, чтобы сдерживать рост потребления, чем другие страны. За последние шесть месяцев правительство Пекина ввело набор стимулирующих мер, чтобы заставить своих жителей раскошелиться. Сельским жителям теперь выплачивают субсидии на покупку автомобилей и других товаров, таких как телевизоры, холодильники, компьютеры и мобильные телефоны; городским жителям выдают субсидии, если они отдают старые автомобили или бытовую технику в счет покупки новых товаров; снижаются ставки налога на автомобили с низким уровнем выброса выхлопных газов. Уровень потребления в сельской местности имеет огромный потенциал роста, поскольку растут доходы сельских жителей: только 30% сельских семей имеют холодильники, при том что они есть практически в каждой городской семье.

В этом году правительство ввело также несколько мер для улучшения сети социальной защиты населения, например, увеличение расходов на здравоохранение, пенсий и пособий семьям с низкими доходами. 19 июня оно издало указ всем государственным компаниям, зарегистрированным на фондовой бирже с 2005 г., перечислить 10% своих акций в Фонд национальной социальной защиты населения (National Social Security Fund), чтобы защитить свои активы. Краткосрочные результаты этих мер, скорее всего, будут скромными, однако, если они рассеют беспокойство жителей по поводу будущих пенсий и здравоохранения, то в долгосрочной перспективе они смогут заставить их меньше экономить и больше тратить.

Другой способ увеличения потребления заключается в создании более простых условий займов. Семейная задолженность в большинстве азиатских стран не превышает 50% ВВП, в то время как почти во многих развитых странах она почти равна 100% (в Китае и Индии – менее 15%). Уникальное исключение – Южная Корея: соотношение заемных средств и доходов семьи такое же, как в США, а доля сбережений в сумме чистого хода за последнее десятилетие уменьшилась с 18% до 4%. Во многих других азиатских экономиках почти отсутствует субсидия на приобретение потребительских товаров длительного пользования. Орган правительства, ведающий китайской банковской системой, объявил в мае о предварительных правилах, которые разрешают местным и зарубежным организациям создавать компании потребительского финансирования для выдачи кредитов физическим лицам на покупку потребительских товаров.

Эти меры являются небольшими шагами в правильном направлении. Все-таки более серьезным испытанием для решения правительства стран азиатского региона изменить соотношение экспорта и внутреннего потребления в балансе роста в пользу последнего станет то, допустят ли они рост своих валютных курсов. Эта переоценка будет способствовать увеличению реальной покупательной способности потребителей и поможет компаниям понять, почему следует отказаться от закупок ресурсов и перейти к производству товаров для местного рынка. До сих пор высокопоставленные чиновники с неохотой разрешали слишком быстрый рост валют.

Азиатские потребители уже стали важным двигателем роста мировой экономики. Еще до начала кризиса потребительских расходы развивающихся стран азиатского региона занимали немного больше места в структуре глобального спроса, чем США. Оно могло стать еще больше, если бы азиатские жители использовали все плоды своего тяжелого труда себе во благо, а не кормили западных потребителей валютой по заниженной стоимости. Настало время более сильного сдвига центра покупательской способности с Запада на Восток.

The Economist, Shopaholics wanted, June 25

Азы торговли на форекс подробно расписаны на сайте FxPro.

Аналитика FxTeam в Telegram Аналитика FxTeam в Telegram – читайте новости и аналитику первыми!

Опрос


Загрузка...